Зачем мучить студентов скороговорками? Даже носители русского языка зачастую с трудом их произносят, что уж говорить об иностранцах... Времени и так мало, чтобы тратить его на сложные и не очень нужные вещи...
Многие преподаватели так говорят и решают этот вопрос радикально — не занимаются этими речевыми упражнениями на своих уроках.
Я придерживаюсь иного мнения: считаю, что по мере возможности надо знакомить учеников со скороговорками. Почему?
Могу привести десять доводов в пользу того, чтобы их изучать:
1. Есть скороговорки, которые знакомы всем носители языка. Их употребляют в разговорной речи в качестве присловья, поэтому иностранцам необходимо их знать, чтобы понимать, о чем идет речь. Самые известные: «На дворе трава, на траве дрова» или «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет».
2. Не все скороговорки трудные, можно выбирать те, на объяснение значения которых вы не потратите много времени. Та же «Шла Саша», «У Глеба буханка хлеба», «Белые бараны били в барабаны». Кстати, словосочетание «буханка хлеба» с картинкой вы можете взять в этом материале для тренировки звука [б].
3. Фонетические зарядки становятся разнообразнее, когда надо не просто повторять слова, а вкладывать в них смысл. Если вы при этом показываете картинки или видео, то это занятие станет ещё более увлекательным.
Видео со скороговоркой и тренировкой звуков [р], [р']:
Смотрите плейлист на ютуб-канале УРЯ!
4. С помощью скороговорок тренируются трудные звуки, например, [ц] и [щ].
5. Можно тренировать не только звуки, но и грамматику. «Полили ли лилию?» (вопрос с частицей «ли»), «Сух сук нёс барсук» (прошедшее время глагола «нести»).
6. Это повод поговорить о культуре, традициях. Объясните, что такое «двор» и «дрова», спросите, пробовали ли ваши ученики сушку.
7. Можно отрабатывать упражнения на дифференциацию звуков: [с] и [ш], [с] и [з] («Идёт козёл с косой козой»).
8. Работа с уже знакомой скороговоркой занимает мало времени. Сделав это речевую зарядку в начале урока, вы подготовите студентов (и их речевой аппарат) к дальнейшей работе.
9. Можно расширять словарный запас. Вы можете, например, дать студентам названия детенышей животных: мышонок — мышата («Шесть мышат в камыше шуршат»), ужонок — ужата, ежонок — ежата («У ежа ежата, у ужа ужата»), черепашонок — черепашата («У четырех черепашек четыре черепашонка»), медвежонок и стрижонок («Испугались медвежонка ёж с ежихой и с ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком»), бобрёнок — бобрята («Все бобры для своих бобрят добры»).
10. И да, это весело. Нельзя упускать шанс посмеяться и ненадолго расслабиться на уроке, это только на пользу во время напряженной учебы.
На мой взгляд, доводы за то, чтобы учить скороговорки, намного весомее, чем доводы против. Вы согласны?
Отзывы о статье
Отзывов нет, ваш будет первым