Загрузите!
Загрузите

Четыре способа работы с пословицами на начальном уровне

Проголосовали: 2

Мы постоянно используем пословицы и поговорки в повседневном общении, при этом на занятиях часто не хватает времени на их изучение. Да и во многих учебниках по РКИ им уделяется не так много внимания.

А ведь пословицы развивают словарный запас, делают речь выразительной. Их нужно знать, чтобы осуществлять успешную коммуникацию на русском языке.

Начинать обучение пословицам и поговоркам необходимо как можно раньше. Как это делать, если студенты только приступили к изучению языка? Расскажу о четырех способах работы с пословицами и поговорками, которые я применяю на начальном уровне А1, А2.

1. Фонетика

Можно использовать пословицы и поговорки для фонетической зарядки. Пословицы помогают поставить произношение отдельных трудных звуков. 
Ссылки ведут на мой ютьюб-канал, где находятся видео-тренажёры, которые вы можете давать студентам в качестве домашнего задания.

Звук [ч]. Время лечит. Всё хорошо, что хорошо кончается.
Звук [ц]. Семь пятниц на неделе. Яйца курицу не учат
Звук [ш]. У стен есть уши. В гостях хорошо, а дома лучше.
Звук [щ]. Не в деньгах счастье. Будет день — будет пища.
Звук [р]. Рыбак рыбака видит издалекаГора родила мышь.

2. Лексика

Пословицы важно применять при освоении лексики, т.к. они соотносятся со всеми сферами жизни. С их помощью легко запоминать и учить слова, поскольку в них есть ритм и рифма. Даже в таких коротких пословицах как «Время — деньги», «Время не ждёт» и т.д. есть ритм, который чувствуют почти все студенты. 
Изучение разных тем можно заканчивать знакомством с подходящими пословицами: 

Учеба. Век живи — век учись. Учиться никогда не поздно. 
Дружба. Старый друг лучше новых двух. 
Работа, труд. Делу время, потехе час
Дом. В гостях хорошо, а дома лучше.
Животные. Гора родила мышь. Цыплят по осени считают.

Читайте также:
Игра «Соедини пословицы и поговорки»

3. Грамматика

Пословицы и поговорки помогают автоматизации и активизации грамматических форм и конструкций. В частности, с их помощью можно изучать падежную систему русского языка:

Именительный падеж. Язык мой — враг мой. Время — деньги. Кто не работает, тот не ест.
Родительный падеж. Два сапога – пара. Хорошо там, где нас нет. У стен есть уши. Нет дыма без огня. Нет розы без шипов.
Дательный падеж. Делу время, потехе час.
Винительный падеж. Яйца курицу не учат. Рыбак рыбака видит издалека.
Творительный падеж. Первый блин комом.
Предложный падеж. В гостях хорошо, а дома лучше. Не в деньгах счастье. И на солнце есть пятна.

Другие грамматические темы тоже можно демонстрировать на пословицах:
Повелительное наклонение. Век живи — век учись.
Несовершенный и совершенный вид глагола. Легко сказать, трудно сделать. Время покажет. Поживём – увидим.
Глаголы движения с приставками и без приставок. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Волков бояться – в лес не ходить. Беда не приходит одна. Аппетит приходит во время еды.

4. Развитие речи

Пословицы — это также материал для развития речевых умений, навыков устной и письменной речи. 
Работа над пословицами разделяется на несколько этапов:
— Знакомство с пословицей.
— Работа над смыслом. Значение слов, грамматика.
— Работа над произношением и интонацией.
— Выполнение заданий.

Вы можете скачать рабочий лист с примером работы над пословицей «Век живи — век учись». Такие или похожие задания можно давать студентам при знакомстве и с другими пословицами. 

Итак, уже на начальном этапе изучения языка на уроках можно применять четыре способа изучения пословиц и поговорок. Такая работа пробуждает в студентах интерес к русскому языку и традициям, вносит разнообразие в занятия. Если вы этого не делали раньше — обязательно попробуйте!

Отзывы о статье

    Отзывов нет, ваш будет первым

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять отзывы.

ПОПУЛЯРНОЕ ВИДЕО НА ЮТЬЮБ-КАНАЛЕ

Произношение слова ТЫСЯЧА

Что случилось-или-что происходит

Как вы себя чувствуете

Знакомство

наверх