Приходится ли вам слышать «ви» вместо «вы», «забил» вместо «забыл», «мило» вместо «мыло» от студентов, которые уже неплохо говорят по-русски?
С этой проблемой сталкивается большинство студентов, поскольку только в некоторых языках есть звук, похожий на русский [ы]. Такой звук есть, например, в амхарском языке (на нем говорят в Эфиопии и некоторых других странах), так что его носители легко справляются с [ы].
Звук [ы] труден для произношения, поэтому вместо него студенты часто начинают произносить и-подобный звук.
Когда мы произносим «и», вся масса языка продвинута вперед, а средняя часть языка вместе с передней поднята к твердому небу. При произношении «ы» вся масса языка смещается назад, а средняя и задняя части языка поднимаются к мягкому нёбу (задняя часть нёба). Значит, при постановке [ы] надо обратить внимание на такие ощутимые моменты артикуляции как движение языка назад и положение кончика языка (он должен быть приподнят).
Обычно я схематично рисую на доске ротовую полость (артикуляционный аппарат) и показываю, где находится язык, когда мы произносим звуки [и] и [ы]. Это помогает студентам не только услышать, но и увидеть разницу между звуками.
1.Сместить всю массу языка назад и понять среднюю и заднюю часть языка к мягкому нёбу помогут звуки-помощники [к], [г], [х].
Я прошу студентов произносить кы-гы-хы, показывая им, куда при этом движется язык.
2.При произнесении [ш] и [ж] кончик языка поднимается к твердому небу, поэтому эти звуки можно использовать в качестве помощников. Некоторым студентам звук [ы] проще произносить после этих согласных, поэтому начинайте с упражнений на «жи-ши», если «кы-гы-хы» даются непросто.
1.Кы-гы-хы.
Кы-ыкы, гы-ыгы, хы-ыхы.
2. Жи-ши.
Жи-ыжи, ши-ыши.
Ваши мыши - наши мыши.
Ы-ы-ы — это я, а это ты.
Вы-вы-вы — это я, а это вы.
Мы-мы-мы — это мы.
Мы-мы-мы — ждем зимы.
Ны-ны-ны — ждем весны.
Ды-ды-ды — стакан воды.
Жи-жи-жи — скажи!
Мама Милу мыла с мылом, Мила мыла не любила.
Рыбак ловит рыбу.
Открыты, вымыты, вырыты.
Сын вымыт, сын сыт.
Шишел-мышел, взял да вышел.
Пусть ваши студенты упорно работают над звуком «ы» не только в классе, но и самостоятельно.
Скороговорки: материалы для занятий по русской фонетике Скороговорки для тренировки звука [ы] находятся на страницах 10-11. |
Корректировочный курс русской фонетики и интонации Материалы для корректировки звуков [и] и [ы] находятся в Лабораторной работе №2. |
При копировании материала не забудьте поставить ссылку на http://www.urya.ru!
Отзывы о статье
Отзывов нет, ваш будет первым