Второй (II) уровень (В2) позволяет иностранцу вести профессиональную деятельность на русском языке в качестве специалиста гуманитарного, инженерно-технического и естественно-научного профилей. Для достижения этого уровня нужно около 380 учебных часов, а с учётом профессиональной ориентации учащихся — ещё 340. Таким образом, при условии владения русским языком на уровне B1 для достижения B2 требуется не менее 720 учебных часов.
Требования ко второму уровню (В2) общего владения русским языком как иностранным.
1.1. Интенции. Ситуации и темы общения
1.1.1. Учащийся должен уметь вербально реализовывать не только простые, но и сложные интенции:
а) контактоустанавливающие интенции
в соответствии с правилами речевого этикета;
б) регулирующие интенции
в) информативные интенции
г) оценочные интенции
1.1.2. Учащийся должен уметь ориентироваться и реализовывать свои коммуникативные намерения адекватно своему социальному статусу в следующих социально и психологически значимых ситуациях общения (причем как в ситуации нахождения в указанных пунктах, так и в ситуации обсуждения происходящих там событий):
• в социально-бытовой сфере — при обеспечении личных потребностей — в банке, в поликлинике, в страховой компании, в ресторане, в транспорте и т.д.;
• в социально-культурной сфере — при удовлетворении своих эстетических и познавательных потребностей — в театре, в кино, в клубе, на выставке, в музее и в библиотеке;
• в официально-деловой сфере — при решении социально-правовых вопросов в администрации, налоговой инспекции, в ГИБДД, в банке и т.д.
1.1.3. Учащийся должен уметь осуществлять речевое общение в устной и письменной формах в рамках актуальной для данного уровня тематики, которая представляет собой три тематических круга, выделенных по характеру участия в них говорящего:
Первый круг тем актуален для говорящего как личности
Второй круг тем имеет социально-культурный характер
Третий круг тем связан с общегуманистической проблематикой
2.1. Аудирование
Учащийся должен уметь:
• понимать на слух содержание законченного по смыслу аудиотекста, в котором используются в основном эксплицитные способы выражения содержания, а допустимые имплицитные формы отличаются высокой частотностью и стандартностью моделей продуцирования смысла;
• достигать необходимых уровней понимания в различных сферах и ситуациях общения в соответствии с заданными параметрами социальных и поведенческих характеристик общения;
• понимать основное тематическое содержание, а также наиболее функционально значимую смысловую информацию, отражающую намерения говорящего;
• понимать семантику отдельных фрагментов текста и ключевых единиц, определяющих особенности развития тематического содержания;
• понимать основные социально-поведенческие характеристики говорящего;
• понимать основные цели и мотивы говорящего, характер его отношения к предмету речи и реципиенту, выраженные в аудиотексте эксплицитно.
Аудирование монологической речи:
Тематика текста | актуальна для социально-бытовой, официально-деловой и социально-культурной сфер общения |
Тип текста | монолог описательно-повествовательного характера с эксплицитно выраженной оценкой; информационные мини-монологи оперативно-фактического характера |
Объем текста | 30—250 слов |
Количество незнакомых слов | до 10% |
Тема речи | естественный (220—250 и выше слогов в минуту) |
Количество предъявлений | 1 |
Аудирование диалогической речи:
Тематика текста | актуальна для социально-бытовой и социально-культурной сфер общения |
Тип текста | диалог воздействующего характера |
Объем текста | 250—300 слов (10—40 реплик) |
Количество незнакомых слов | до 10% |
Тема речи | естественный (220—250 и выше слогов в минуту) |
Количество предъявлений | 1 |
2.2. Чтение
Учащийся должен уметь:
• извлекать из текста фактическую информацию, выделять основную и второстепенную информацию, понимать эксплицитно выраженное отношение автора;
• извлекать информацию о содержании текста в целом, определять тему и идею, а также представлять логическую схему развертывания текста;
• при чтении художественной литературы следить за ходом событий, изложенных в тексте, квалифицировать способ сообщения, определять сопричастность автора событию, выражать отношение к прочитанному.
Вид чтения | просмотрово-поисковое чтение с общим охватом содержания, изучающее (в комбинаторике) |
Тип текста | текст описательного и повествовательного характера с элементами рассуждения и эксплицитно выраженной авторской оценкой; художественный текст повествовательного характера |
Тематика текста | актуальна для социально-культурной, официально-деловой сфер общения |
Объем текста | 300—600 слов |
Количество незнакомых слов | до 10% |
Скорость чтения | при изучающем чтении — 50 слов в минуту; при чтении с общим охватом содержания — 200—220 слов в минуту; при просмотрово-поисковом чтении — 450—500 слов в минуту |
2.3. Письмо
Учащийся должен уметь:
• репродуцировать письменный и аудиотексты, демонстрируя умение выделять основную информацию, производить компрессию путем исключения второстепенной информации;
• продуцировать письменный текст, относящийся к официально-деловой сфере общения (заявление, объяснительная записка, доверенность, рекомендация и т.д.);
• осуществлять дистантное письменное общение, вести записи на основе увиденного и прочитанного с элементами количественной и качественной характеристики, оценки, с использованием типизированных композиционных компонентов (введение, развертывание темы, заключение).
Объем продуцируемого текста | в зависимости от типа задания |
Тип продуцируемого текста | тексты официально-делового характера; официальное и неофициальное письмо описательно-повествовательного типа с элементами рассуждения |
Тип предъявляемого текста | аудиотекст информационного характера с элементами оценки; письменный текст описательно-повествовательного характера с элементами рассуждения |
Тематика текста | актуальна для социально-бытовой, социально-культурной, официально-деловой сфер общения |
Объем предъявляемого текста | 180—250 слов |
Количество незнакомых слов | до 10% |
Количество предъявлений | аудиотекст — 1 |
Письменные тексты должны быть оформлены в соответствии с нормами современного русского языка.
2.4. Говорение
Учащийся должен уметь:
• достигать определенных целей коммуникации в различных сферах общения с учетом социальных и поведенческих ролей в диалогической и монологической формах речи;
• организовывать речь в форме диалога, быть инициатором диалога-расспроса, используя развитую тактику речевого общения (начинать и заканчивать разговор в ситуациях различной степени сложности, вербально выражать коммуникативную задачу, уточнять детали сообщения собеседника);
• продуцировать монологические высказывания, содержащие: описание конкретных и абстрактных объектов; повествование об актуальных для говорящего событиях во всех видо-временных планах; рассуждения на актуальные для говорящего темы, содержащие выражение мнения, аргументацию с элементами оценки, выводы;
• достигать цели коммуникации в ситуации свободной беседы, где роль инициатора общения принадлежит собеседнику и где необходимо умение реализовать тактику речевого поведения, характерную для неподготовленного общения в рамках свободной беседы (преимущественно на социально-культурные темы).
Монологическая речь:
Тип текста | монолог описательно-повествовательного характера с элементами рассуждения |
Тематика текста | актуальна для социально-культурной сферы общения |
Время звучания монолога | 3—5 мин |
Объем продуцируемого текста | в зависимости от типа задания |
Диалогическая речь:
Тип текста | диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями |
Тематика текста | актуальна для социально-бытовой, социально-культурной и официально-деловой сфер общения |
Время беседы | от 3 до 5 мин. (до 10 мин. в тесте-интервью) |
Объем продуцируемого текста | от 4 до 10 и более предложений в зависимости от задания |
Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй уровень (В2). Общее владение |
Тесты по русскому языку: В2. Открытые экзаменационные материалы СПбГУ |
2.1. Фонетика. Графика
Владение основными фонетическими и интонационными нормами русского произношения на уровне, обеспечивающем решение коммуникативных задач, составляющих содержание разделов 1.2.1. Аудирование и 1.2.4. Говорение.
Владение всеми интонационными конструкциями (в том числе ИК-5, ИК-6, ИК-7 в эмоционально-оценочных предложениях), а также адекватно воспринимать все перечисленные выше интонационные конструкции.
2.2. Словообразование. Морфология
2.2.1. Состав слова
Состав слова: основа слова и окончание: корень, префикс, суффикс. Семантический потенциал аффиксов.
Словообразовательные характеристики
— имен существительных: названий лица по профессии, занятиям, склонностям, национальности, характерным свойствам (суффиксы -ец, -ист, -тель, -чик, -ент, -ант, -ник); названий абстрактных понятий, качеств, действий, при- знаков, способов (суффиксы: -ств(о), -ость, -аци(я), -ени(е), -ани(е), -изм, -к-, - ок и др); сложных существительных (сложение + суффиксация).
— имен прилагательных с суффиксами: -ан-/-ян-, -енн-, -к-, -ив-, ивн-, - ист-, -н-, -ов-/-ев-, -ск- и др.
— глаголов с продуктивными (формообразующими и словообразующими): в-, вы-, за-, до-, из-/ис-, на-, о-, от-, пере-, при-, про-, по-, под-, раз-/рас-, с, у- и суффиксальными: -ну-, -а-, -ва-, -ыва-/-ива-.
— наречий на -ой, -ом, -ью,-а, -е, -и, -о; модели по-...-ему.
2.2.2. Имя существительное
Лексико-грамматические разряды существительных (одушевленные — неодушевленные, собственные — нарицательные, абстрактные — собирательные — вещественные — конкретные). Категории рода, числа и падежа. Формообразование; значение и употребление падежей.
Употребление падежей в следующих значениях (помимо значений, изученных на I сертификационном уровне):
1. Именительный падеж
— дополнительное название лица/ предмета: Доцент Сергеева заболела. Издание серии «Жизнь замечательных людей» продолжается много лет.
2. Родительный падеж
а) без предлога:
— объект действия после отглагольных существительных и глаголов типа ждать, после глагола с отрицанием: Чтение текста отменили. Я жду помощи от вас. Мы не слышали удара.
— субъект действия после отглагольных существительных: Замечания коллег мне интересны. Пение артиста всем нравится.
б) с предлогами:
— назначение предмета: Надо купить лекарство от гриппа.
— причина действия: Он помог нам из жалости. Отец улыбнулся от радости. Мы не гуляли из-за дождя.
3. Дательный падеж
а) без предлога:
— Принадлежность: На площади стоит памятник Петру I.
— лицо/предмет как субъект действия, состояния: Тане надо спросить друзей об этом. Автобусу здесь не проехать.
б) с предлогом:
— объект действия: Мы готовимся к экзаменам. Любовь к родине — великое чувство. Игорь совсем равнодушен к музыке.
— регулярное время действия: Мы занимаемся музыкой по средам.
4. Винительный падеж
а) без предлога:
— лицо как субъект состояния: Сестру в самолете укачивает.
— количество, мера: Выпей чашку чая. Спортсмены проехали тысячу километров.
б) с предлогом:
— время действия: Я выучил иностранный язык за год. Студент взял книгу в библиотеке на неделю. Соревнования будут через месяц.
— направление движения: Поезд на Москву уходит через час.
5. Творительный падеж
а) без предлога:
— объект действия: Профессор Петров руководит кафедрой. Зрители восхищались спектаклем.
— образ, способ действия: Брат вдруг заговорил басом. Сюда мы приехали поездом.
— время действия: Вечерами я люблю читать.
б) с предлогом:
— место нахождения действия: Я сижу перед окном. Магазин за углом. Машина остановилась перед Большим театром.
— время действия: Мы поговорим за обедом.
— лицо-партнер, соучастник действия: Мы с руководителем обсудили результаты опыта. Я поссорился с братом.
— образ, способ действия: Он говорил с улыбкой. Трудно ответить с уверенностью.
6. Предложный падеж
— время действия: В детстве она много болела. При чтении нового текста надо выписывать слова.
— объект действия: Мать всегда заботится о детях.
2.2.3. Имя прилагательное
Качественные и относительные прилагательные. Полные и краткие прилагательные. Согласование полного прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. Падежная система прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Управление полных и кратких прилагательных.
2.2.4. Местоимение
Значение, изменение и употребление местоимений — личных (я, ты, он ...), вопросительных (кто, что, чей, какой ...), относительных (кто, что, чей, какой, который ...), притяжательных (свой, мой, твой, его, ее, их ...), отрицательных (самый, каждый, любой, такой ...), неопределенных (кто-то, кто-нибудь, кое-кто ...), отрицательных (никто, ничто, никакой, ничей ...).
2.2.5. Глаголы
Инфинитив, личная форма глагола. Виды глагола — совершенный и несовершенный, употребление видовых форм в изъявительном, повелительном, сослагательном наклонении, в настоящем, прошедшем, будущем времени, с отрицанием. Залог глагола, возвратные глаголы. Глагольное управление. Переходные, непереходные глаголы.
Причастие, причастный оборот. Полные, краткие страдательные причастия. Деепричастие, деепричастный оборот.
2.2.6. Имя числительное
Количественные и порядковые числительные. Количественно-именные сочетания.
2.2.7. Наречие
Разряды наречий по значению: времени (вовремя, завтра, теперь, всегда, недавно, сейчас ...), места (оттуда, здесь...), образа действия (аккуратно, громко, тихо, целиком, внимательно ...), меры и степени (много, очень, совсем, всего, почти ...), вопросительно-относительные (где, куда, откуда ...), отрицательные (никогда, нигде, никуда ...), неопределенные (где-то, когда-нибудь, куда-то ...), степени сравнения наречий (глубокий — глубже, хорошо — лучше...).
2.2.8. Служебные части речи
Предлоги (в, для, до, за, из, к, над, о/об, от, перед, по, при, с, у, через ...; кроме, мимо, около, после, среди...; в течение, по мере, благодаря, несмотря на ...). Многозначность предлогов (по, у, о и др.).
Союзы (и, а, но, хотя, если, чтобы, потому что...; не только..., но и..., если..., то ...). Синонимия союзов. Частицы (не, ни, ли, же, бы, то, ну, лишь, еще, разве...), их значения.
2.3. Синтаксис
2.3.1. Виды простого предложения
1. Повествовательные: Вчера приехал мой друг. Вопросительные: Сколько стоит эта книга?
Побудительные: Пойдём в парк.
2. Утвердительные: Андрей смотрит телевизор. Сегодня тепло.
Отрицательные: Гости не пришли. В комнате никого нет.
3. Двухкомпонентные модели:
А. Предложения, имеющие грамматический субъект и предикат:
— модели со спрягаемой формой глагола;
— модели без спрягаемой формы глагола;
Б. Предложения, не имеющие грамматического субъекта;
В. Предложения с лексически ограниченными компонентами. Однокомпонентные модели:
— модели со спрягаемой формой глагола;
— модели без спрягаемой формы глагола.
2.3.2. Субъект и предикат в предложении. Согласование субъекта и предиката
Способы выражения грамматического и логического субъекта:
— имя существительное и личное, отрицательное местоимение в форме:
— количественно-именное сочетание: В сборнике напечатан ряд статей по экологии. В моей коллекции около 100 пластинок. До начала спектакля осталось 5 минут.
— имя существительное с приложением: Доцент Сергеева заболела.
— собирательное существительное: Молодежь стремится к счастью.
Правила согласования грамматического субъекта и предиката. Способы выражения предиката:
— глагол в изъявительном, повелительном наклонении: Студент закончил рассказ. Заканчивай(те) быстрее!
— сочетание личной формы глагола с инфинитивом: Мы пришли послушать молодого певца. Отец начал работать с 16 лет.
— сочетание личной формы глагола с существительным, прилагательным: Ваши выводы представляются спорными. Мы пришли на урок первые/первыми. Скоро студенты станут специалистами.
— сочетание предикативного наречия можно, нужно, надо, нельзя, ... с инфинитивом: Во время перерыва в буфете можно пообедать. Это лекарство нельзя принимать.
— предикативное наречие: Душно. В аудитории сегодня душно. Мне здесь душно.
— краткое пассивное причастие: План составлен Игорем.
— сочетание предикативного прилагательного с инфинитивом: Я рад встретиться с вами. Вы должны извиниться перед ним.
— прилагательное в полной или краткой форме: Наш климат благоприятен для сердечников. Эта работа такая трудная.
— прилагательное в форме сравнительной или превосходной степени: Эта статья интереснее.
— инфинитив: Мне не открыть эту дверь.
— устойчивое глагольно-именное сочетание: Президент прибыл с визитом в Африку.
2.3.3. Способы выражения логико-смысловых отношений в предложении
— объектные отношения: падежные и предложно-падежные формы существительных и личных местоимений (Я не согласен с вашим предложением, с тобой); инфинитив (Я прошу вас помолчать).
— атрибутивные отношения: согласованное определение (этот, трудный, какой-нибудь, первый . . . вопрос); несогласованное определение — падежные и предложно-падежные формы существительных (проблемы экологии, цена на товар, лицо у мужчины ...); инфинитив (Решение уехать не оставляет Сергея).
— обстоятельственные отношения:
а) пространственные — падежные и предложно-падежные формы существительных, наречия (Памятник стоит у реки. Мы гуляем по парку. Мы шли берегом реки. Оттуда ничего не видно.)
б) временные - падежные и предложно-падежные формы существительных, наречия, деепричастия и деепричастные обороты (Кафе работает с утра до вечера. Наши занятия начинаются после обеда, 20 октября. По вторникам я хожу в бассейн. Мы виделись недавно. Изучая теорию, надо помнить о практике.)
в) причинно-следственные — предложно-падежные формы существительных и личных местоимений, деепричастия и деепричастные оборот (Мы опоздали из-за тебя. Я взял твою книгу по ошибке. Испугавшись, он остановился.)
г) условные отношения — предложно-падежные формы существительных, деепричастия и деепричастные обороты (При помощи друзей он многого добился. Встав пораньше, ты успеешь дописать статью.)
д) целевые отношения - предложно-падежные формы существительных, инфинитив (Сходи в магазин за хлебом. Я взял почитать новый роман известного писателя.)
е) образа, способа действия — падежные и предложно-падежные формы существительных, наречия, инфинитив (Он говорил с улыбкой. Мы приехали поездом. Сын слушает нас внимательно. Читать лёжа вредно.)
2.3.4. Прямая и косвенная речь
Прямая речь (бессоюзное оформление связи вводящей реплики и чужой речи, относительная лексическая и грамматическая независимость прямой речи от авторской).
Правила преобразования прямой речи в косвенную (использование союзов, союзных слов, частиц; предикатов, личных местоимений, изменения в порядке слов).
2.3.5. Порядок слов в предложении
Нейтральный порядок слов:
— группа подлежащего — группа сказуемого при сообщении о факте действия, о действии известного лица;
— группа сказуемого — группа подлежащего при сообщении о лице, совершившем известное действие;
— детерминант — группа сказуемого — группа подлежащего при сообщении о том, что произошло в известных обстоятельствах.
В рамках словосочетания порядок слов зависит от типа словосочетания: большая книга, доброта матери, читать книгу, быстро ответить, очень красиво.
Порядок слов и актуальное членение предложения: Игорь вернулся поздно вечером (Когда вернулся Игорь?). — Поздно вечером вернулся Игорь (Кто вернулся поздно вечером?).
2.3.6. Виды сложного предложения
Сложносочиненные предложения: соединительные, противительные, разделительные отношения в ССП (союзы и, а, но, или, либо, однако и др.)
Сложноподчиненные предложения, различные виды придаточных: изъяснительные (что, чтобы, ли, кто, что, как ...; правила употребления видо-временных форм глагольного предиката); определительные (который, какой, чей, где, куда, когда ...); временные (когда, пока, пока не, до того как, после того как, по мере того как, прежде чем...; правила употребления видо-временных форм глагольного предиката); условные (если, если бы, раз ...); причинно-следственные (так как, потому что, поэтому, благодаря тому что, из-за того что, ибо ...); целевые (чтобы, для того чтобы), уступительные (хотя, несмотря на то что ...).
2.3.7. Трансформация синтаксических единиц различных видов и уровней
Правила трансформации действительных и страдательных конструкций, причастных оборотов и придаточных определительных предложений, деепричастных оборотов и придаточных обстоятельственных предложений, предложно-падежных форм существительных, инфинитива.
2.3.8. Функционально-стилистическое употребление грамматических и лексических единиц
Именной и глагольный предикаты в общенаучном тексте.
Устойчивые глагольно-именные сочетания в газетно-публицистическом тексте.
Формулярность официально-делового текста (абзацное членение, инфинитив, распространители с временным и пространственным значением).
Формулы речевого этикета.
2.4. Лексика
Лексический минимум II уровня составляет 10000 единиц, обеспечивающих общение в рамках тематического и интенционального минимумов данного стандарта. При этом к активной части словаря относится 6000 единиц.
Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй уровень (В2). Общее владение |
Тесты по русскому языку: В2. Открытые экзаменационные материалы СПбГУ |
* Разработчиками российской государственной системы образовательных стандартов являются специалисты МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Российского университета дружбы народов и Санкт-Петербургского государственного технического университета.
Отзывы о статье
Отзывов нет, ваш будет первым