Загрузите!
Загрузите

Уровни РКИ. Базовый уровень (А2)

Уровни РКИ. Базовый уровень (А2)
Проголосовали: 1

Базовый — следующий после элементарного уровень РКИ. На этом уровне иностранец также может общаться с носителями языка в ограниченном числе ситуаций в бытовой, учебной и социально-культурной сферах, но этих ситуаций больше. В среднем иностранцу, владеющему языком на элементарном уровне, потребуется 180-200 часов для достижения уровня А2.

Требования к базовому уровню (А2) общего владения русским языком как иностранным (государственный стандарт по РКИ*).

1. Содержание коммуникативно-речевой компетенции

1.1. Интенции. Ситуации и темы общения

1.1.1. Иностранец должен уметь вербально реализовать следующие интенции:
• вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого человека, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, поздравлять, просить повторить, переспрашивать, выражать пожелание;
• задавать вопрос и сообщать о факте или событии, лице, предмете, о наличии или отсутствии лица или предмета; о количестве предметов, их качестве и принадлежности; о действии, времени, месте, причине и цели действия или события;
• выражать намерение, желание, просьбу, пожелание, совет, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ, разрешение или запрещение, обещание, неуверенность;
• выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, событию.

1.1.2. Иностранец должен уметь ориентироваться и реализовывать самые необходимые (базовые) коммуникативные намерения в следующих ситуациях общения:
• в административной службе (в деканате, в дирекции, в офисе и т. д.);
• в магазине, киоске, кассе;
• на почте;
• в банке, в пункте обмена валюты;
• в ресторане, буфете, кафе, столовой;
• в библиотеке;
• на занятиях;
• на улицах города, в транспорте;
• в театре, музее, на экскурсии;
• в поликлинике, у врача, в аптеке;
• в ситуации общения по телефону.

1.1.3. Иностранец должен уметь осуществлять речевое общение в устной форме на следующие темы:
• Рассказ о себе. Биография: детство, учеба, работа, интересы.
• Мой друг (знакомый, член семьи).
• Семья.
• Учеба, работа (место работы, профессия).
• Изучение иностранного языка.
• Мой рабочий день.
• Свободное время, отдых, интересы.
• Родной город, столица.
• Здоровье.
• Погода.
 
1.2. Требования к речевым умениям
1.2.1. Аудирование

А. Аудирование монологической речи
Иностранец должен уметь: понять на слух информацию, содержащуюся в монологическом высказывании: тему, главную и дополнительную информацию каждой смысловой части сообщения с достаточной полнотой и точностью.

Тематика текста: актуальна для социально-культурной и бытовой сферы общения.
Тип текста: сообщение, повествование, а также тексты смешанного типа. Специально составленные или адаптированные сюжетные тексты, построенные на основе лексико-грамматического материала, соответствующего базовому уровню.
Объем текста: 300-400 слов.
Кол-во незнакомых слов: до 1,5%.
Темп речи: 170-200 слогов в минуту.
Кол-во предъявлений: 2.

Б. Аудирование диалогической речи
Иностранец должен уметь: понять на слух основное содержание диалога, коммуникативные намерения его участников,

Тематика диалога: актуальна для бытовой и социально-культурной сферы общения.
Объем диалога: от 4 до 10 реплик.
Объем текста: 250-300 слов (10-40 реплик).
Количество незнакомых слов: до 1,5%.
Темп речи: 180-210 слогов в минуту.
Количество предъявлений: 2.

1.2.2. Чтение
Иностранец должен уметь:
• читать текст с установкой на общий охват его содержания;
• определить тему текста: понять его основную идею;
• понять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой, точностью и глубиной.

Вид чтения: чтение с общим охватом содержания, изучающее чтение.
Тип текста: сообщение, повествование, описание, а также тексты смешанного типа. Специально составленные или адаптированные тексты, построенные на основе лексико-грамматического материала, соответствующего базовому уровню.
Тематика текста: актуальна для социально-культурной и бытовой сфер общения.
Объем текста: 600-700 слов.
Количество незнакомых слов: 3-4 %.

1.2.3. Письмо
Иностранец должен уметь строить:
• письменное монологическое высказывание продуктивного характера на предложенную тему в соответствии с коммуникативной установкой;
• письменное монологическое высказывание репродуктивного характера на основе прочитанного или прослушанного текста в соответствии с коммуникативно заданной установкой.

Тип текста: повествование, сообщение, а также тексты смешанного типа. Специально составленные или адаптированные тексты, построенные на основе лексико-грамматического материала, соответствующего базовому уровню.
Тематика текста: актуальна для социально-культурной и бытовой сфер общения.
Объем предъявляемого текста: до 400 слов.
Количество незнакомых слов: до 2 %.

Письменные тексты на предложенную тему, созданные учащимися, должны быть оформлены в соответствии с нормами современного русского языка и содержать 10-12 предложений.
 
1.2.4. Говорение

А. Монологическая речь
Иностранец должен уметь:
• самостоятельно продуцировать связные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой;
• объем высказывания учащихся по теме: не менее 10 предложений;
• строить монологическое высказывание репродуктивного типа на основе прочитанного или прослушанного текста различной формально-смысловой структуры и коммуникативной направленности;
• выражать отношение к фактам, событиям, изложенным в тексте, действующим лицам и их поступкам.

Тип текста: повествование, сообщение, а также тексты смешанного типа; специально составленные или адаптированные тексты, построенные на основе лексико-грамматического материала, соответствующего базовому уровню.
Объем предъявляемого текста: 350-400 слов.
Количество незнакомых слов: 1,5%.

Б. Диалогическая речь
Иностранец должен уметь:
• понимать высказывания собеседника, определять его коммуникативные намерения в ограниченном числе речевых ситуаций;
• адекватно реагировать на реплики собеседника;
• инициировать диалог, выражать свое коммуникативное намерение в ограниченном числе ситуаций. Высказывания учащихся должны быть оформлены в соответствии с нормами современного русского языка, включая общепринятые социально обусловленные нормы речевого этикета.

2. Содержание языковой компетенции

2.1. Фонетика. Графика

Алфавит. Соотношение звуков и букв. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Слово, слог. Ударение и ритмика. Правила произношения. Синтагматическое членение. Типы интонационных конструкций: ИК-1 (законченное высказывание), ИК-2 (специальный вопрос, просьба, требование), ИК-3 (общий вопрос), ИК-4 (сопоставительный вопрос с союзом «а», перечисление, неконечная синтагма).

2.2. Словообразование и морфология

2.2.1. Состав слова

Понятие об основе слова; основа слова и окончание; корень, префикс, суффикс. Распознавание отдельных словообразовательных моделей:
• существительных: лицо по национальности с суффиксами -ец, -анин; лицо женского пола с суффиксами -к(а), -иц(а), -ниц(а); лицо по профессии с суффиксом -тель, названия лица по  профессии и действия с нулевым суффиксом; отглагольные существительные с суффиксом -ени-е, -ани-е и др.
• прилагательных: с суффиксами -н-, -ск-, -ическ-;
• наречий: с суффиксами -о, мотивированных качественными прилагательными, с префиксом по- и суффиксом -ски;
• глаголов: с суффиксами -ыва-/-ива-, -ва-, -а-, -и-, -ова-/-ева-, -ну-; глаголов движения с префиксами в-, вы-, у-, по-, при-.
Основные чередования звуков в корне в формах глаголов II спряжения.


2.2.2. Имя существительное

Одушевленные и неодушевленные существительные. Род и число имен существительных. Падежная система имен существительных. Формообразование; значение и употребление падежей.
Основные значения падежей:

Именительный падеж
• лицо активного действия
• название лица (предмета)
• обращение
• характеристика лица
• факты, события
• наличие предмета
• предмет обладания
• число месяца
• идентификация
• предмет необходимости
• событие, действие во временной фазе
• объект при глаголе болит
 
Родительный падеж
а) без предлога:
• лицо, которому принадлежит что-нибудь
• определение лица (предмета)
• обозначение части целого
• отсутствие лица (предмета)
• обозначение количества, меры в сочетании с количественными числительными и словами «много», «мало», «несколько»
• месяц и год в дате (Какое число?)
• время действия или события

б) с предлогами:
• исходный пункт движения (из, с, от)
• конечный пункт движения {до)
• время действия (после, во время, до)
• лицо, которому принадлежит что-либо (у)

Дательный падеж
а) без предлога:
• адресат действия
• лицо, испытывающее необходимость в чем-либо
• лицо (предмет), о возрасте которого идет речь
• лицо, испытывающее какое-либо состояни

б) с предлогами:
• лицо как цель движения (к)
• место движения лица (предмета) по поверхности (по)
• средство связи (по)
• определение (по)

Винительный падеж
а) без предлога:
• лицо (предмет) как объект действия
• субъект при глаголе звать
• время действия (продолжительность, повторяемость)

б) с предлогами:
• направление движения (в, на)

Творительный падеж
а) без предлога:
• с глаголами заниматься, интересоваться
• характеристика лица, предмета (при глаголах быть, стать, являться и др.)

б) с предлогами:
• совместность
• местонахождение (над, под, рядом с)

Предложный падеж
• объект речи, мысли
• место (в/на)
• время (в/на)
• средство передвижения (на)


2.2.3. Местоимение

Значение, формы изменения и употребление личных (я, ты, он, она), вопросительных (кто, что, какой, чей, сколько...), притяжательных (мой, твой, свой, ...), указательных (тот, этот...), определительных (сам, каждый, весь), отрицательных (никто, ничего,...) местоимений.


2.2.4. Имя прилагательное

Полные прилагательные (хороший, красивый, трудный). Согласование полных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Падежная система полных прилагательных. Краткие прилагательные (рад, готов, занят, должен, болен).


2.2.5. Глагол

Инфинитив (читать, помочь, идти). Несовершенный и совершенный вид глагола (читать, прочитать, решать, решить). Настоящее, прошедшее и будущее время глагола (читаю, читал, буду читать, прочитаю, прочитал). Основа глагола, 1 и 2 спряжение глагола (делать, спешить). Классы и группы глаголов.1: читать — читаю, 2: уметь — умею; 3: чувствовать — чувствую; 4: встретить — встречу; 5: отдохнуть — отдохну; 6: давать — дают; 7: ждать — ждут; 8: писать — пишут; 9: петь — поют; 10: мочь — могут; 11: идти — идут; 12: ехать — едут; 13: хотеть — хотят; 14: брать — берут; 15: жить — живут; 16: пить — пьют; 17: есть — едят. Императив (читайте). Глагольное управление (смотрю телевизор; разговариваю с братом). Переходные и непереходные глаголы (встретил брата, встретился с братом). Глаголы движения без приставок и с приставками (по-, при-, у-, вы-, в-) - идти, ходить, ехать, ездить, лететь, летать, нести, носить, везти, возить.


2.2.6. Имя числительное

Количественные числительные (один, два, три,...). Употребление числительных в сочетании с существительными
(одна книга, два года). Порядковые числительные (первый, десятый), их склонение.


2.2.7. Наречие

Разряды наречий по значению: места (далеко, близко), времени (утром, зимой), образа действия (хорошо, плохо), меры и степени (медленно, быстро). Предикативные наречия (нужно, можно, нельзя), вопросительные наречия (как, когда, где, куда, откуда).


2.2.8. Служебные части речи

Предлоги (в, о, на, над, под, без, во время, через, после, с, до, к, по, от, из, у и др.), союзы и союзные слова (и, или, а, но, не только..., но и..., потому что, поэтому, что, чтобы, если, где, куда, который и др.), частицы (не, ни, ли, неужели, разве), их значения.

2.3. Синтаксис

2.3.1. Виды простого предложения

Повествовательные: Вчера приехал мой друг.
Вопросительные: Сколько стоит эта книга?
Побудительные: Пойдём в парк.
Утвердительные: Андрей смотрит телевизор. Сегодня тепло.
Отрицательные: Гости не пришли. В комнате никого нет.
Двухкомпонентные модели: Андрей спит. Брат — учитель. Мама дома. В пятницу был концерт. У меня есть билет. В городе есть метро.
Однокомпонентные модели без спрягаемой формы глагола: Холодно.
Однокомпонентные модели со спрягаемой формой глагола: Пишите! Столовую откроют в 10 часов.

2.3.2. Понятие о субъекте и предикате в предложении, их согласование

Способы выражения грамматического и логического субъекта:

именительного падежа: Анна (она) танцует.
родительного падежа (без предлога)

Способы выражения предиката:

- глагол в изъявительном, повелительном наклонении: Антон читает. Читай(те)!
- сочетание личной формы глагола с инфинитивом: Я иду гулять.
- сочетание личной формы глагола с существительным: Игорь будет (станет) врачом.
- сочетание предикативного наречия можно, нужно, надо, нельзя,... с инфинитивом: Мне нужно работать.
- предикативное наречие: Холодно. Зимой холодно. Мне холодно.

2.3.3. Способы выражения логико-смысловых отношений в предложении

• объектные отношения (падежные и предложно-падежные конструкции существительных): Я читаю книгу. Я читаю о России.
• атрибутивные отношения
— согласованное определение: Красивая девушка.
— несогласованное определение (существительное в форме родительного падежа): Книга брата.
• пространственные отношения (предложно-падежные конструкции существительных, наречия): Джон живет в Америке. Наташа живет далеко.
• временные отношения (предложно-падежные конструкции существительных, наречия): Друг приедет в сентябре. Я долго ждала тебя.
• целевые отношения (сочетание личной формы глагола с инфинитивом): Мы приехали в Москву учиться.
 
2.3.4. Прямая и косвенная речь

Союзные слова и союзы в косвенной речи: что, чтобы, где, когда, сколько, почему, ли и т.п.

2.3.5. Порядок слов в предложении
Нейтральный порядок слов в предложении.
• Препозиция группы подлежащего, постпозиция группы сказуемого: Брат читает.
• Детерминант в начале предложения (препозиция группы сказуемого, постпозиция группы подлежащего): Зимой начались каникулы.
Порядок слов и актуальное членение предложения:
Игорь вернулся поздно вечером (Когда вернулся Игорь?). Поздно вечером вернулся Игорь (Кто вернулся поздно вечером?).
Особенности словорасположения в словосочетаниях при нейтральном порядке слов в предложении.
• В субстантивных словосочетаниях прилагательное предшествует существительному (летняя ночь).
• Зависимая падежная форма следует за стержневым словом (в середине дня).
• В глагольных сочетаниях наречия на -о, -е предшествуют глаголу (быстро темнело, хорошо учился).
• Зависимая падежная форма следует за глаголом (пришел в класс).

2.3.4. Виды сложного предложения

Сложносочиненные предложения с союзами и, а, но, или; не только..., но и....
Сложноподчиненные предложения, виды придаточных предложений с различными союзами и союзными словами:
• изъяснительные (что, чтобы, ли, кто, как, какой, чей, где, куда);
• определительные (который);
• временные (когда);
• условные (если);
• причинно-следственные (потому что, поэтому);
• целевые (чтобы).

2.4. Лексика

Лексический минимум базового уровня составляет 1300 единиц, обеспечивающих общение в рамках тематического и интенционального минимумов данного стандарта. 


Сертификат базового уровня свидетельствует о наличии у иностранца достаточных и необходимых знаний для дальнейшего изучения русского языка в общекультурных целях, а также для овладения русским языком как средством профессионального общения. 

Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень (А2). Может использоваться при подготовке к экзамену на сертификат базового уровня. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень (А2). Может использоваться при подготовке к экзамену на сертификат базового уровня.

Тесты по РКИ. Базовый уровень (А2). Могут использоваться при подготовке к экзаменам на сертификат базового уровня. Тесты по РКИ. Базовый уровень (А2). Могут использоваться при подготовке к экзаменам на сертификат базового уровня.

* Разработчиками российской государственной системы образовательных стандартов являются специалисты МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Российского университета дружбы народов и Санкт-Петербургского государственного технического университета.

Отзывы о статье

    Отзывов нет, ваш будет первым

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять отзывы.
наверх